Маликов А.Г. Оришич А.М. Карпов Е.В. Витошкин И.Е.
Исследование микроструктуры и механических свойств лазерных сварных соединений алюминиевых сплавов
Докладчик: Маликов А.Г.
В настоящее время в авиа и ракетостроении идет внедрение новых современных высокопрочных алюминиевых сплавов. Наряду с классическим алюминиевыми сплавами АМг6, Д16Т, созданы новые высокопрочные термически упрочняемые, деформируемые сплавы легированные литием. Добавление лития позволяет снизить плотность сплава и сформировать новые упрочняющие фазы. С целью замены заклепочного соединения и снижения тем самым веса конструкции в авиа и ракетостроении активно разрабатываются технологии сварки данных сплавов различными способами: сварка трением с перемешиванием, лазерная сварка, лазерная сварка с присадочной проволокой, электронно-лучевая сварка, сварка плавящимся и неплавящимся электродом. Одним из перспективных способов сварки является лазерная сварка, к преимуществам которой можно отнести форму сварного шва и хорошее проникновение сфокусированного лазерного излучения за счет высокой плотности энергии и тем самым возникновение режима кинжального проплавления, высокую точность, высокую скорость сварки, низкую теплоотдачу, высокую гибкость и возможность автоматизации.
В тоже самое время сварные соединения этих сплавов, полученные сваркой плавлением, имеют низкие механические свойства. Например предел прочности сварного соединения на разрыв составляет 0.6-0.85 от предела прочности основного материала. В то же время можно считать установленным, что механических свойств сварных соединений шва алюминиевых сплавов связанно с изменением структурно-фазового состава сварного шва. Установление структурно-фазового состава является довольно сложной задачей.
В данной работе проведено исследование микроструктуры, фазового состава и механических характеристик лазерных сварных соединений сплавов авиационного назначения.
К списку докладов